Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 44
Мини-чат

КОЛПИНСКИЕ МОСТЫ!

жора – мать истоков нашей славы,
Она вложила силы в труд плотин.
И лишь за ней признать готовы право,
Что наш завод – её законный сын.
Валентин Варес

Плотины
Колпино как селение при вододействующих пильных мельницах возникло на реке Ижоре. Она же стала главным фактором всей его планировки, сложившейся в своей основе в первое десятилетие XIX века. Тогда в процессе реконструкции Адмиралтейских Ижорских заводов (АИЗ) был создан архитектурный ансамбль, упорядочивший жилую и производственную застройку и объединивший её с гидросооружениями.

Таким образом, был реализован план реконструкции заводов, разработанный в 1803 г. его новым директором К. Гаскойном и архитектором В. Гесте. Необходимые изменения, вызванные разрушительным наводнением 1807 г., были внесены в план А. Вильсоном, возглавившим АИЗ после смерти Гаской-на.

Плотина № 1 (главная плотина)
Более двух с половиной веков, вплоть до конца 1970-х годов, единственным общедоступным мостом через Ижору на территории Колпина являлась главная плотина. Дерево-земляная плотина, построенная в 1805 г. в соответствии с планом Гаскойна, сменила деревянную, которая была сооружена в 1722 г. в процессе переноса пильных мельниц. С этим событием связано образование Колпина. Тогда на правом берегу возникло поселение работников пильных мельниц – Колпино-Никольская слобода. Вскоре люди стали селиться и левом берегу, и появилась Чухонская слобода. Таким образом, начали формироваться правобережная и левобережная части будущего селения Колпино. Соединяла эти части плотина.

Дававшая перепад уровней воды до 10 м, плотина обеспечивала работу вододействующих пильных мельниц. Её сооружение привело к образованию ижорского пруда (разлива р. Ижоры). Плотина подвергалась наводнениям и часто требовала дорогостоящего ремонта. К концу XVIII века она находилась в ветхом состоянии и была под угрозой разрушения. Это и вызвало необходимость строительства новой плотины. Но построенное в 1805 г. сооружение не выдержало испытания первым же наводнением 1807 г. и потребовалось её укрепление.

Плотина имела изогнутую против течения форму. Её суглинистое основание было укреплено при строительстве тремя рядами деревянных шпунтовых свай, забитых перед верховым откосом. В низовой части уложена кирпичная стена высотой 10 м и толщиной по подошве до 4 м. Между сваями и стеной отсыпана глина, покрытая сверху слоем морёного грунта. Верховой откос от гребня обложен булыжником и слоем дёрна, ниже уровня воды укреплён бетонными плитами. В центральной части плотины, в галереях из кирпича, были врезаны три чугунных водовода для подвода воды, энергия которой использовалась первоначально для распиловки леса. Затем вода поступала в бассейн вытянутой формы. С 1903 г. по 1964 г. на заводе работала гидроэлектростанция, использовавшая энергию падавшей с плотины воды. После её закрытия водоводы были забетонированы.

С тех пор для колпинцев плотина № 1 – это, прежде всего, бульвар Свободы. Своё название бульвар получил, по-видимому, после Февральской революции 1917 г., но ещё много лет, по крайней мере, до Великой Отечественной войны, в ходу было неофициальное название «Плиты». Во время войны бульвар стал «перешейком смерти». Плотину, находившуюся в зоне прямой видимости, гитлеровцы нещадно обстреливали, стремясь вызвать затопление завода. В 1959 г. здесь был установлен памятник воинам-ижорцам, возле которого проходят праздничные митинги. Сейчас это очень популярное и красивое место в Колпине.

Представляют интерес размеры плотины и ещё некоторые данные, предоставленные нам отделом главного архитектора ОАО «Ижорские заводы».
Фактические параметры:
1.Общая длина по гребню – 194 м
2.Ширина гребня – 20-38 м
3.Ширина по подошве – 34-43 м.
4.Максимальная высота – 7,4 м
5.Максимальный напор – 8,2 м
6.Повышение гребня над нормальным подпорным уровнем (НПУ) – 2,3 м

Представляются интересными и данные, относящиеся к Ижорскому разливу (водохранилищу), приведённые в справке ОАО «Ижорские заводы». Образованный подпором реки плотиной, разлив простирается до пос. Ям-Ижора на 8 км и ширину до 250 м. Полезный объём водохранилища – 1,6 км3. Полный объём – 1,77 км3.

Плотина № 2
Для регулирования уровня воды в Ижоре в 1805 г. был прорыт левобережный полукруглый водоотводный канал и построена завершающая канал деревянная плотина. Её строительство было закончено в конце 1806 г.

Уже в первые годы после строительства плотина неоднократно ремонтировалась, но ремонты не давали должного эффекта, продолжались протечки. Тогда в 1821-1822 гг. она была заменена железобетонной плотиной с мостом по гребню. На верхней ступени было устроено водосбросное сооружение, состоящее из пяти чугунных плит. Каждый пролёт ограничен бетонными опорами (быками) и имеет по 2 отверстия, снабжённых плоскими затворами для спуска воды (шандорами). Нижний бьеф представляет собой трехступенчатый перепад из монолитных железобетонных плит. Суглинистое основание плотины в 1822 г. было укреплено рядами деревянных свай, соединённых сверху железобетонным ростверком. В 1980-х годах деревянные, бутовые и чугунные элементы плотины были заменены на бетонные и железо-бетонные (генпроектировщик – Ленинградское отделение Водоканалпроекта).


Фактические параметры:
1.Длина моста – 39,8 м
2.Ширина моста – 8,37 м
3.Длина по гребню – 36,7 м
4.Строительная высота – 5,2 м
5.Ширина по гребню – 6,2 м
6.Ширина по подошве – 10,7 м
7.Максимальный напор – 2,4 м
8.Общий перепад – 9-9,5 м
9.Количество отверстий – 10
10.Размер отверстия – 2,7х3,2 м


Плотина № 3
Эта плотина не предполагалась первоначальным планом 1803 г. Но наводнение 1807 г. сделало необходимым строительство дополнительных гидросооружений. Их спроектировал А.Я. Вильсон. В 1809 г. был прорыт ещё один канал – прямой, соединяющий разлив р. Ижоры с её притоком – Малой Ижоркой (Харламовым ручьём). На Малой Ижорке, ниже места соединения с ней канала, была возведена плотина № 3.
Это железобетонная плотина с нерегулируемым водосливом и быстротоком, имеющая поверхностный шестиступенчатый перепад с береговыми устоями. На верхней ступени было устроено водосбросное сооружение, состоящее из пяти чугунных плит с установленными на них чугунными стойками и деревянными подкосами, которые являлись опорами деревянного моста. Сопряжение с берегами осуществлялось чугунными устоями и подпорными стенками из каменной кладки. Ступени водослива были выстланы досками, уложенными поверх каменной кладки. Впоследствии деревянный мост был заменён железобетонным. Противофильтрационное устройство в суглинистом основании было выполнено в виде деревянного шпунта, забитого со стороны верхнего бьефа. Напор на плотине обеспечивает переливная стенка из 20 металлических щитов, закреплённых в пазах опор моста.

К 1990 г. состояние плотины оценивалось как ненадёжное и угрожающее экологической и социальной безопасности района. В 1997-1999 гг. плотина № 3 и мост были реконструированы и укреплены железобетонными щитами. Но не стало красивого водопада, который в последний год своей жизни запечатлел художник Юрий Трушин. И сейчас уже не увидеть то, о чём в 1913 г. настоятелем Свято-Троицкой церк-ви Иоанном Соколовым было написано: «В солнечный день, когда плотина спущена, глазам зрителя представляется великолепное зрелище».

Фактические параметры:
1.Длина моста – 39,94 м
2.Ширина моста – 5,88 м
3.Длина по гребню – 38,0 м
4.Строительная высота – 5,64 м
5.Ширина по опоре моста – 10,06 м
6.Ширина по подошве – 11,05 м
7.Максимальный напор – 2,4 м
8.Общий перепад – 8,2 м

Во время Великой Отечественной войны плотины серьёзных разрушений не понесли. Главная плотина пострадала в наибольшей степени, но и она разрушена не была. После войны их отремонтировали. В послевоенный период эти сооружения ремонтировались ещё не раз. Генеральный подрядчик по последнему ремонту – ЗАО «Трест Ленмостострой».

Колпинские мосты-плотины являются памятниками архитектуры и градостроительства федерального значения. Вопрос об их принадлежности не решён. Они были включены в состав объектов Ижорского завода при его приватизации в 1993 г. Позднее выяснилось, что сделано это было в нарушение законов, и Ижорские заводы сами поставили вопрос о передаче плотин с их баланса в ведение города в лице «Ленводхоза», но процесс передачи застопорился из-за того, что городское правительство соглашалось брать их на свой баланс только после того, как они будут отремонтированы их владельцами, т.е. заводами.

Мосты на территории заводов
Когда-то Колпинский посад
Обрел приют вблизи Ижоры.
... и вырос город средь полей.
Уютный, светлый, чистый город.
Валентин Варес

Второй мост через Ижору был построен в 1782 г. ниже плотины. Этот год отмечен также созданием нескольких новых заводов (плющильного, литейного, медного) и других заводских построек. Строительство моста в этой связи имело технологическое значение. Этот мост был снесён наводнением 1807 г.
В XIX – XX веках на территории завода было построено 4 моста через Ижору: три автомобильных и железнодорожный. В настоящее время все они – металлические.

Мост у цеха № 23
Из мостов ниже плотины № 1 этот – ближайший к ней. Изначально на этом месте был поворотный мост. Открывался он в сторону бассейна и служил для пропуска кораблей в него. В процессе реконструкции (это было сделано не позднее 1871 г., что видно на известной гравюре) он был полностью изменён: мост стал разводным. И это была не последняя его реконструкция. Теперь это обыкновенный заводской технологический мост на каменных береговых опорах и с металлическим покрытием. Он достаточно широк и предназначен для автомобильного движения. В реестре памятников архитектуры и градостроительства числится бассейн с разводным мостом (1803-1805 гг., арх. Гесте, инж. Гаскойн). Очевидно, что утверждение в скобках применимо только к бассейну, но никак не к мосту.

Мост у плотины № 2
Параллельно плотине № 2 есть ещё один мост. Совсем небольшой, прямой, как струна, он соединяет берега Полукруглого канала при его впадении в Ижору. Имеет две речные опоры. Интересно то, что правый берег отделан камнем, а левый – грунтовый.

Мосты у бывших цехов №№ 10, 11 и 12
Здесь, неподалёку друг от друга, располагаются два моста. Один – для транспорта и пешеходов. Это узкий однопролётный мост с железобетонными береговыми опорами. Второй мост – железнодорожный, двухколейный. Есть и небольшие отгороженные тротуары для пешеходов. Мост высокий и также однопролётный с железобетонными опорами на берегу. 

Один мост на этом месте можно увидеть уже на плане АИЗ 1902 г. Железнодорожный мост появился, по-видимому, около 1910 г., и необходимость в нём была вызвана строительством новых мастерских (цехов). Тогда на левом берегу была построена бронезакалочная № 2 (цех № 15) и бронеотделочная № 2 (цех № 2, с 2000 г. – № 44), а также комплекс вспомогательных производств. Для сообщения со ста-леплавильной (цех № 10) и с бронезакалочной № 1 (цех № 11) был построен специальный мост и проложена железнодорожная ветка.

Мосты на заводе просты и не являются памятниками промышленной архитектуры. Они стоят на балансе «Ижорских заводов», и они отвечает за их состояние. В 1988-1989 гг. производственный кооператив «Титан» проводил ремонт железнодорожного моста. Меняли пролётные строения (их делали в цехе № 64).

Тогда же была произведена замена пешеходного моста. Об этом можно прочитать в газете «Ижорец» от 20 сентября 1989 г. В статье «Замена моста через р. Ижору у десятого цеха» описан способ его замены: «Началась подготовка к уникальной операции по замене моста через р. Ижору у десятого цеха. Уникальность её заключается в том, что старый мост опустят на баржу, и он уплывет в свой последний путь на слом. А на его место поставят новый. И вот первый шаг сделан. Новый мост, покрашенный в зеленый цвет, "оседлал" старый. Началась подготовка к демонтажу старого, служащего с 1944 года и монтажу нового». Здесь же приведена фотография.

Большой Ижорский мост
Над Ижорой в Колпино
Был один лишь мост.
Вечно переполненный,
Маленький до слёз.
В ручеек влюблённые,
Многие века,
Словно разведенные,
Жили берега.
Речка вызов бросила,
Возмутясь до дна,
И широким озером
Стала вдруг она,
Гости ли заморские,
Местный ли народ, -
Берега ижорские
Не пускали вброд.
По решенью смелому
В реку мост шагнул.
Правый берег левому
Руку протянул.
Б. Павлов, крановщик.
«Новый мост»
«Ижорец». 11 ноября 1978.

Этот мост через разлив Ижоры, соединивший улицы Пролетарскую и Крымскую (с 1988 г. ул. Ремизова), до сих пор часто называют новым. В Реестре названий объектов городской среды, утверждённом Постановлением Правительства Санкт-Петербурга № 117 от 6 февраля 2006 г., он назван Большим Ижорским. Кстати, это единственный колпинский мост, включённый в Реестр. Соответственно, только он и имеет официальное название. Присвоено оно было, как указано в Реестре, в 1979 г. 

Строительство этого моста было предусмотрено проектом детальной планировки южной части города, разработанным в 1971 г. Проект моста создан архитектором П. Арешевым и инженером Ленгипроинжпроекта Б. Дворкиным. Работы вело СУ-2 Ленмостостроя. Открытие его состоялось в канун праздника 7 ноября 1977 г. А стихотворение Бориса Павлова было написано к первой годовщине открытия.

Мост этот железобетонный семипролётный: на шести двойных быках-опорах речных и ещё на двух береговых. Он электрифицирован: с каждой стороны – по 6 электрических столбов. Мост имеет широкую проезжую часть для автомобильного движения и тротуары для пешеходов по краям. С его открытием значительно улучшилось сообщение обеих частей Колпина, был разгружен от транспорта проспект Ленина. С моста открывается прекрасный вид на разлив Ижоры, парк на острове. Красавец-мост отлично вписался в колпинский пейзаж.
Вот некоторые данные:
1.Длина моста – 251,5 м
2.Ширина тротуара – 3 м
3.Высота перил – 100 см

Большой Чухонский мост
Дойдя до конца ул. Володарского, повернём налево и вскоре окажемся на мосте, перейдя который, мы попадаем на остров. Здесь в конце 1950-х годов был устроен Парк культуры и отдых им. 40-летия ВЛКСМ, который колпинцы обычно называют «Чухонкой».

Название Большой Чухонский нам сказали в садово-парковом хозяйстве и в дирекции ПКиО. Оно встречается и на некоторых картах, но официального названия мост не имеет.

Ещё недавно это был широкий деревянный мост на шести металлических опорах и с металлическими перилами. К началу 2000-х годов его состояние было уже очень ветхим. В 2002 г. движение транспорта по нему было прекращено, и он на несколько лет стал лишь пешеходным. И совсем недавно на этом месте был построен железобетонный мост. Перила моста после реконструкции, видимо, были взяты со старого моста. 

Вот некоторые характеристики моста (по результатам наших измерений):
1.Длина моста – 88,4 м
2.Высота перил – 110 см
3.Ширина моста над опорами – 3,7 м
И всё же старый мост, по нашему мнению, был симпатичнее и лучше вписывался в окружающую среду.

Малый Чухонский мост
Этот мост соединяет остров Парка им. 40-летия ВЛКСМ с полуостровом, на котором с XVII века до 1942 г. располагалась деревня ингерманландских финнов Мокколово. В 1970-е годы здесь был устроен Парк пионеров с аттракционами.

Это небольшой однопролётный металлический мостик с бетонными береговыми опорами. Со стороны полуострова к мосту сделан небольшой подъём, поэтому зимой с него дети любят кататься на лыжах и санках. Мостик может выдержать большую нагрузку: раньше по нему проезжали работавшие в парке машины. Для них была специально отделена проезжая часть. Перила у мостика имеют узор из металлических полос. На наш взгляд, это самые красивые перила среди перил колпинских мостов.
Вот некоторые характеристики (по результатам наших измерений):
1.Длина моста – 8,3 м 
2.Ширина моста – 5,88 м
3.Ширина тротуаров – 130 см и 118 см
4.Ширина проезжей части – 3,4 м
5.Высота перил – 100 см

Мосты в нижнем течении Ижоры
За территорией Ижорских заводов в пределах Колпина имеем 4 моста через Ижору: железнодорожный и каменный (сразу за ним), два моста в районе Загородной улицы.

Место, где ул. Урицкого переходит в Загородную, водители обычно называют «под мостами». И мостов здесь сразу несколько. Во-первых, это железнодорожный мост: железная дорога проходит над шоссе. Рядом – ещё мост через Ижору, а далее, если смотреть с шоссе – просто арка за аркой. Это место шоссейной автомобильной дороги аварийно опасно, поэтому на перекрёстке за мостами иногда дежурят сотрудники ГИБДД. Здесь же можно увидеть старый железнодорожный каменный мост (он был построен как часть Санкт-Петербурго-Московской железной дороги в 1847 г.). Его можно рассмотреть снизу, уви-деть мощные деревянные балки. Через эти дыры на нас как будто смотрит история. Ведь это единственный каменный мост в Колпине. Сейчас по нему поезда не ходят, машины – тоже. 

Мосты в районе Загородной улицы соединяют эту улицу с проездом, носящим название Левый берег реки Ижоры. Там до 1970-х годов был посёлок Балканы, в 1924 г. официально включённый в состав г. Колпино. И первым, по-видимому, в 1926 или 1927 году был построен мост более близкий к Колпину. Мост был деревянным, и не позднее 1937 г. он был заменён новым, тоже деревянным. Ещё до Великой Отечественной войны ниже по течению построили второй балканский мост, также деревянный.

После войны оба моста пришлось перестраивать, так как они сильно пострадали от бомбёжек и обстрелов. Первый мост, как и два предыдущих на его месте, построили деревянным. Второй – железобетонным (по-видимому, его строил Третий кирпичный завод в 1949-1950 гг.).

В 1990-е годы, уже после расселения посёлка Балканы, мосты реконструировали. Теперь это металлические мосты с металлическими же перилами и асфальтированной проезжей частью (в одну полосу движения).

Мосты через Полукруглый канал
Полукруглый канал, прорытый в 1805 г., сразу стал одним из факторов градостроительства в Колпине. По его берегам были построены казармы для рабочих. Со временем на набережной канала стали строить только дома управленческого персонала, и она стала местом сосредоточения привилегированных слоёв Колпина. Со строительством канала были построены и мосты через них.


Это железобетонная плотина с нерегулируемым водосливом и быстротоком, имеющая поверхностный шестиступенчатый перепад с береговыми устоями. На верхней ступени было устроено водосбросное сооружение, состоящее из пяти чугунных плит с установленными на них чугунными стойками и деревянными подкосами, которые являлись опорами деревянного моста. Сопряжение с берегами осуществлялось чугунными устоями и подпорными стенками из каменной кладки. Ступени водослива были выстланы досками, уложенными поверх каменной кладки. Впоследствии деревянный мост был заменён железобетонным. Противофильтрационное устройство в суглинистом основании было выполнено в виде деревянного шпунта, забитого со стороны верхнего бьефа. Напор на плотине обеспечивает переливная стенка из 20 металлических щитов, закреплённых в пазах опор моста.

К 1990 г. состояние плотины оценивалось как ненадёжное и угрожающее экологической и социальной безопасности района. В 1997-1999 гг. плотина № 3 и мост были реконструированы и укреплены железобетонными щитами. Но не стало красивого водопада, который в последний год своей жизни запечатлел художник Юрий Трушин. И сейчас уже не увидеть то, о чём в 1913 г. настоятелем Свято-Троицкой церк-ви Иоанном Соколовым было написано: «В солнечный день, когда плотина спущена, глазам зрителя представляется великолепное зрелище».

Фактические параметры:
1.Длина моста – 39,94 м
2.Ширина моста – 5,88 м
3.Длина по гребню – 38,0 м
4.Строительная высота – 5,64 м
5.Ширина по опоре моста – 10,06 м
6.Ширина по подошве – 11,05 м
7.Максимальный напор – 2,4 м
8.Общий перепад – 8,2 м

Во время Великой Отечественной войны плотины серьёзных разрушений не понесли. Главная плотина пострадала в наибольшей степени, но и она разрушена не была. После войны их отремонтировали. В послевоенный период эти сооружения ремонтировались ещё не раз. Генеральный подрядчик по последнему ремонту – ЗАО «Трест Ленмостострой».

Колпинские мосты-плотины являются памятниками архитектуры и градостроительства федерального значения. Вопрос об их принадлежности не решён. Они были включены в состав объектов Ижорского завода при его приватизации в 1993 г. Позднее выяснилось, что сделано это было в нарушение законов, и Ижорские заводы сами поставили вопрос о передаче плотин с их баланса в ведение города в лице «Ленводхоза», но процесс передачи застопорился из-за того, что городское правительство соглашалось брать их на свой баланс только после того, как они будут отремонтированы их владельцами, т.е. заводами.

Мосты на территории заводов
Когда-то Колпинский посад
Обрел приют вблизи Ижоры.
... и вырос город средь полей.
Уютный, светлый, чистый город.
Валентин Варес

Второй мост через Ижору был построен в 1782 г. ниже плотины. Этот год отмечен также созданием нескольких новых заводов (плющильного, литейного, медного) и других заводских построек. Строительство моста в этой связи имело технологическое значение. Этот мост был снесён наводнением 1807 г.
В XIX – XX веках на территории завода было построено 4 моста через Ижору: три автомобильных и железнодорожный. В настоящее время все они – металлические.

Мост у цеха № 23
Из мостов ниже плотины № 1 этот – ближайший к ней. Изначально на этом месте был поворотный мост. Открывался он в сторону бассейна и служил для пропуска кораблей в него. В процессе реконструкции (это было сделано не позднее 1871 г., что видно на известной гравюре) он был полностью изменён: мост стал разводным. И это была не последняя его реконструкция. Теперь это обыкновенный заводской технологический мост на каменных береговых опорах и с металлическим покрытием. Он достаточно широк и предназначен для автомобильного движения. В реестре памятников архитектуры и градостроительства числится бассейн с разводным мостом (1803-1805 гг., арх. Гесте, инж. Гаскойн). Очевидно, что утверждение в скобках применимо только к бассейну, но никак не к мосту.

Мост у плотины № 2
Параллельно плотине № 2 есть ещё один мост. Совсем небольшой, прямой, как струна, он соединяет берега Полукруглого канала при его впадении в Ижору. Имеет две речные опоры. Интересно то, что правый берег отделан камнем, а левый – грунтовый.

Мосты у бывших цехов №№ 10, 11 и 12
Здесь, неподалёку друг от друга, располагаются два моста. Один – для транспорта и пешеходов. Это узкий однопролётный мост с железобетонными береговыми опорами. Второй мост – железнодорожный, двухколейный. Есть и небольшие отгороженные тротуары для пешеходов. Мост высокий и также однопролётный с железобетонными опорами на берегу. 

Один мост на этом месте можно увидеть уже на плане АИЗ 1902 г. Железнодорожный мост появился, по-видимому, около 1910 г., и необходимость в нём была вызвана строительством новых мастерских (цехов). Тогда на левом берегу была построена бронезакалочная № 2 (цех № 15) и бронеотделочная № 2 (цех № 2, с 2000 г. – № 44), а также комплекс вспомогательных производств. Для сообщения со ста-леплавильной (цех № 10) и с бронезакалочной № 1 (цех № 11) был построен специальный мост и проложена железнодорожная ветка.

Мосты на заводе просты и не являются памятниками промышленной архитектуры. Они стоят на балансе «Ижорских заводов», и они отвечает за их состояние. В 1988-1989 гг. производственный кооператив «Титан» проводил ремонт железнодорожного моста. Меняли пролётные строения (их делали в цехе № 64).

Тогда же была произведена замена пешеходного моста. Об этом можно прочитать в газете «Ижорец» от 20 сентября 1989 г. В статье «Замена моста через р. Ижору у десятого цеха» описан способ его замены: «Началась подготовка к уникальной операции по замене моста через р. Ижору у десятого цеха. Уникальность её заключается в том, что старый мост опустят на баржу, и он уплывет в свой последний путь на слом. А на его место поставят новый. И вот первый шаг сделан. Новый мост, покрашенный в зеленый цвет, "оседлал" старый. Началась подготовка к демонтажу старого, служащего с 1944 года и монтажу нового». Здесь же приведена фотография.

Большой Ижорский мост
Над Ижорой в Колпино
Был один лишь мост.
Вечно переполненный,
Маленький до слёз.
В ручеек влюблённые,
Многие века,
Словно разведенные,
Жили берега.
Речка вызов бросила,
Возмутясь до дна,
И широким озером
Стала вдруг она,
Гости ли заморские,
Местный ли народ, -
Берега ижорские
Не пускали вброд.
По решенью смелому
В реку мост шагнул.
Правый берег левому
Руку протянул.
Б. Павлов, крановщик.
«Новый мост»
«Ижорец». 11 ноября 1978.

Этот мост через разлив Ижоры, соединивший улицы Пролетарскую и Крымскую (с 1988 г. ул. Ремизова), до сих пор часто называют новым. В Реестре названий объектов городской среды, утверждённом Постановлением Правительства Санкт-Петербурга № 117 от 6 февраля 2006 г., он назван Большим Ижорским. Кстати, это единственный колпинский мост, включённый в Реестр. Соответственно, только он и имеет официальное название. Присвоено оно было, как указано в Реестре, в 1979 г. 

Строительство этого моста было предусмотрено проектом детальной планировки южной части города, разработанным в 1971 г. Проект моста создан архитектором П. Арешевым и инженером Ленгипроинжпроекта Б. Дворкиным. Работы вело СУ-2 Ленмостостроя. Открытие его состоялось в канун праздника 7 ноября 1977 г. А стихотворение Бориса Павлова было написано к первой годовщине открытия.

Мост этот железобетонный семипролётный: на шести двойных быках-опорах речных и ещё на двух береговых. Он электрифицирован: с каждой стороны – по 6 электрических столбов. Мост имеет широкую проезжую часть для автомобильного движения и тротуары для пешеходов по краям. С его открытием значительно улучшилось сообщение обеих частей Колпина, был разгружен от транспорта проспект Ленина. С моста открывается прекрасный вид на разлив Ижоры, парк на острове. Красавец-мост отлично вписался в колпинский пейзаж.
Вот некоторые данные:
1.Длина моста – 251,5 м
2.Ширина тротуара – 3 м
3.Высота перил – 100 см

Большой Чухонский мост
Дойдя до конца ул. Володарского, повернём налево и вскоре окажемся на мосте, перейдя который, мы попадаем на остров. Здесь в конце 1950-х годов был устроен Парк культуры и отдых им. 40-летия ВЛКСМ, который колпинцы обычно называют «Чухонкой».

Название Большой Чухонский нам сказали в садово-парковом хозяйстве и в дирекции ПКиО. Оно встречается и на некоторых картах, но официального названия мост не имеет.

Ещё недавно это был широкий деревянный мост на шести металлических опорах и с металлическими перилами. К началу 2000-х годов его состояние было уже очень ветхим. В 2002 г. движение транспорта по нему было прекращено, и он на несколько лет стал лишь пешеходным. И совсем недавно на этом месте был построен железобетонный мост. Перила моста после реконструкции, видимо, были взяты со старого моста. 

Вот некоторые характеристики моста (по результатам наших измерений):
1.Длина моста – 88,4 м
2.Высота перил – 110 см
3.Ширина моста над опорами – 3,7 м
И всё же старый мост, по нашему мнению, был симпатичнее и лучше вписывался в окружающую среду.

Малый Чухонский мост
Этот мост соединяет остров Парка им. 40-летия ВЛКСМ с полуостровом, на котором с XVII века до 1942 г. располагалась деревня ингерманландских финнов Мокколово. В 1970-е годы здесь был устроен Парк пионеров с аттракционами.

Это небольшой однопролётный металлический мостик с бетонными береговыми опорами. Со стороны полуострова к мосту сделан небольшой подъём, поэтому зимой с него дети любят кататься на лыжах и санках. Мостик может выдержать большую нагрузку: раньше по нему проезжали работавшие в парке машины. Для них была специально отделена проезжая часть. Перила у мостика имеют узор из металлических полос. На наш взгляд, это самые красивые перила среди перил колпинских мостов.
Вот некоторые характеристики (по результатам наших измерений):
1.Длина моста – 8,3 м 
2.Ширина моста – 5,88 м
3.Ширина тротуаров – 130 см и 118 см
4.Ширина проезжей части – 3,4 м
5.Высота перил – 100 см

Мосты в нижнем течении Ижоры
За территорией Ижорских заводов в пределах Колпина имеем 4 моста через Ижору: железнодорожный и каменный (сразу за ним), два моста в районе Загородной улицы.

Место, где ул. Урицкого переходит в Загородную, водители обычно называют «под мостами». И мостов здесь сразу несколько. Во-первых, это железнодорожный мост: железная дорога проходит над шоссе. Рядом – ещё мост через Ижору, а далее, если смотреть с шоссе – просто арка за аркой. Это место шоссейной автомобильной дороги аварийно опасно, поэтому на перекрёстке за мостами иногда дежурят сотрудники ГИБДД. Здесь же можно увидеть старый железнодорожный каменный мост (он был построен как часть Санкт-Петербурго-Московской железной дороги в 1847 г.). Его можно рассмотреть снизу, уви-деть мощные деревянные балки. Через эти дыры на нас как будто смотрит история. Ведь это единственный каменный мост в Колпине. Сейчас по нему поезда не ходят, машины – тоже. 

Мосты в районе Загородной улицы соединяют эту улицу с проездом, носящим название Левый берег реки Ижоры. Там до 1970-х годов был посёлок Балканы, в 1924 г. официально включённый в состав г. Колпино. И первым, по-видимому, в 1926 или 1927 году был построен мост более близкий к Колпину. Мост был деревянным, и не позднее 1937 г. он был заменён новым, тоже деревянным. Ещё до Великой Отечественной войны ниже по течению построили второй балканский мост, также деревянный.

После войны оба моста пришлось перестраивать, так как они сильно пострадали от бомбёжек и обстрелов. Первый мост, как и два предыдущих на его месте, построили деревянным. Второй – железобетонным (по-видимому, его строил Третий кирпичный завод в 1949-1950 гг.).

В 1990-е годы, уже после расселения посёлка Балканы, мосты реконструировали. Теперь это металлические мосты с металлическими же перилами и асфальтированной проезжей частью (в одну полосу движения).

Мосты через Полукруглый канал
Полукруглый канал, прорытый в 1805 г., сразу стал одним из факторов градостроительства в Колпине. По его берегам были построены казармы для рабочих. Со временем на набережной канала стали строить только дома управленческого персонала, и она стала местом сосредоточения привилегированных слоёв Колпина. Со строительством канала были построены и мосты через них.


null

Деревянный мост в створе канала соединил Чухонскую слободу с площадью перед зданием главной конторы. В 1806 г. сразу за мостом построили дом для начальника заводов, а напротив – госпиталь. И мост стали называть Госпитальным. В 1928 г. его реконструировала артель «Промтехстрой».

Современный вид мост получил в 1973 г. Газета «Ижорец» в номере от 4 декабря 1973 г. писала: «Новый железобетонный мост соединил бульвар Свободы с улицей Володарского, центр города с колпинскими новостройками. Его возводила одна из лучших бригад 2-го управления треста «Ленмостострой», которым руководит С.И. Селюжицкий (начальник участка О.В. Рихтер)... Опоры сделаны из монолитного железобетона, а пролётное строение – из сборных железных балок… Мост украшают металлические решётки, смонтированные по типу решёток ранее возвёденного этой бригадой моста на Комсомольском канале».
1.Длина моста – 50,5 м
2.Ширина проезжей части – 12 м
3.Ширина моста – 20 м
4.Ширина тротуара – 4 м
5.Высота перил – 104 см

Несколько лет назад посередине пролётного строения появилась большая трещина. Такое состояние моста, по которому проходит оживлённая автомобильная трасса, не может не вызывать беспокойства колпинцев.

Перед Новым 2003 годом на мосту со стороны бульвара Свободы было поставлено электрическое украшение «Салют», призванное создать праздничное настроение всем горожанам, ведь это место в городе очень посещаемо: здесь находится Культурно-досуговый центр «Ижорский», сквер на ул. Володарского, Городской сад, рядом – главная проходная Ижорских заводов и до недавнего времени – отдел кадров.

Другой мост через Полукруглый канал построили в его центре, на дороге от главной конторы к западной границе селения. В 1848 г. он был реконструирован. Новый мост крепился на четырёх каменных быках, обложенных чугуном. Из-за дугообразной формы его верхнего полотна мост одно время называли Горбатым, но поскольку позднее название «Горбатый» закрепилось за другим мостом, мост стали называть Царскосельским. Произошло это не ранее 1854 г. В том году было проложено Колпинское шоссе – дорога от западной границы селения до Московской Славянки, ставшая главным въездом в Колпино из Царского Села. В пределах селения шоссе переходило в проспект, получивший название Царскосельский. После постройки в 1907 г. недалеко от моста заводской больницы мост получил народное название Больничный.

На фотографиях начала ХХ века мы видим мост с дощатым покрытием и деревянными перилами. Современный вид мост приобрёл в основном после капремонта в 1964 г. Он стоит на двух береговых и двух речных железобетонных опорах, перекрыт металлическими балками и имеет асфальтовое покрытие в ширину проспекта Ленина. Перила, тоже металлические, имеют красивый витиеватый рисунок. У моста со стороны Городского сада оформлен спуск к воде с перилами дугой и ступенями.
1.Длина моста – 45,5 м
2.Ширина тротуара – 2,1 м
3.Высота перил – 109 см

Мосты через Комсомольский канал
Через второй водоотводный канал (Прямой, с 1921 г. – Комсомольский) переброшены 2 пешеходных, 2 автомобильных и 1 железнодорожный мосты.

Первый мост, сооружённый через Прямой канал, – ближайший от разлива Ижоры. Строился он, по-видимому, одновременно со строительством канала: в 1807-1809 гг. В 1840-х годах он был перестроен в лёгкий железный мост с проволочной решёткой. Мост имел несколько названий. На плане АИЗ 1854 г. он подписан как Висячий. По названию Никольской слободы, Никольской дороги он получил название Никольский, а из-за выгнутой формы его также стали называли Горбатым, и это название вскоре утверди-лось в народе применительно именно к этому мосту. Оно встречается даже в официальной статье в газете «Ижорец» в 1936 г. (в ней отмечалось, что к Первомаю 1936 г. Горбатый мост оформлен на тему «Интернациональное воспитание»).

С преобразованием Колпина в посад в 1878 г. мосты, кроме мостов-плотин, были переданы в его ведение. Соответственно, содержание их стало заботой посадских властей. По поводу Никольского моста два года длилась тяжба между Морским министерством и Колпинской думой. Мост был в ветхом состоянии и стоял заколоченным, что было крайне неудобно для жителей. Дума настаивала на его передаче посаду в отремонтированном виде, но министерство не собиралось производить ремонт. 10 сентября 1882 г. состоялась передача моста в ведение посада, и он успел завершить его ремонт к празднику летнего Нико-лы: 9 мая 1883 г. крестный ход к Ям-Ижорской часовне прошёл по обновлённому мосту.

В настоящее время мост представляет собой однопролётное железобетонное сооружение и является «близнецом» моста через Полукруглый канал по другую сторону разлива Ижоры. Совсем недавно на нём установили красивые фонари-торшеры, напоминающие старинные фонари Петербурга. Сейчас мост не имеет названия.
1.Длина моста – 39,4 м
2.Ширина тротуара – 2,4 м
3.Высота перил – 97 см


Напротив Школы искусств находится пешеходный мостик. Раньше на этом же месте был деревянный мост. Он был построен не позднее 1882 г. за счёт средств посада и поэтому назывался Думским. В народе были и другие названия: Новгородский (он выходил к Новгородской ул.) и Приютский, т.к. в здании школы раньше (с 1885 г. до 1918 г.) размещался приют. После Октябрьской революции 1917 г. Новгородскую переименовали в ул. Революции, а новый мост получил название моста Революции. В середине двадцатых годов его реконструировали. После войны этого моста не стало, как не стало и улицы Революции. Теперь он вполне бы мог называться Музыкальным, тем более, что его современное художественное оформление соответствует этому названию: вход не него оформлен оградкой с нотами (заметим, что вместо пяти традиционных нотных линий их там почему-т

Форма входа
Календарь новостей
«  Март 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Поиск
Друзья сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0